Цель:
Приобретение права на осуществление видов деятельности, в отношении которых
законодательством установлены специальные ограничения.
Что оказывает наибольшее влияние
на эффективность решения:
Опыт предпринимательской деятельности.
Вид деятельности.
Наличие квалифицированных специалистов.
Форма осуществления предпринимательской деятельности.
Наличие специального оборудования.
Источники информации. Интернет-ресурсы:
http://www.dist-cons.ru/modules/mb-lno/lno/main.htm
- Особенности лицензирования.
http://www.arc.sakhalin.ru - Российско-Американский
Учебный Центр Бизнеса (Бизнес подготовка, консультации, информационные ресурсы).
Региональные организации, способные
оказать помощь: Областной Фонд поддержки предпринимательства, г.Южно-Сахалинск,
ул.Дзержинского, 15, оф.139, тел./факс: (4242) 72-84-84, 72-82-9, e-mail:
fpp@sakhalin.ru. Российско-Американский Учебный Центр Бизнеса, г.Южно-Сахалинск.
ул.Ленина 296, оф.1, тел.: (4242) 672-53-53, 42-36-96. 42-32-85, e-mail:
postmasterarc@sakhalin.ru. Сахалинская областная общественная организация «Центр поддержки малого
и среднего бизнеса», г.Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского 15, оф.143,
139, тел./факс: (4242) 72-84-84, 72-82-92, 42-98-52, mailto:mmc65@mail.ru,
http://bc.sakh.com, http://www.sakhalin.marketcenter.ru,
http://www.mbs.marketcenter.ru,
• ООО «Гарант-Инфо», тел./факс: (42542) 422-444.
Нормативные
документы:
Гражданский Кодекс РФ.
Федеральный закон от 25.09.98 г. № 158-фз «О лицензировании отдельных видов
деятельности (в ред. 29.12.00 г.).
Постановление Правительства РФ от 11.02.02 г. № 135 (ред. 11.03.03 г.) «О
лицензировании отдельных видов деятельности».
Закон РФ от 27.12. 02 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Федеральный закон от 02.01.00 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых
продуктов» (в ред. 30.06.03 г.)
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении
перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг,
подлежащих обязательной сертификации» (в ред. 29.04.02 г.)
Нормативные акты Госстандарта РФ и иных министерств и ведомств о проведении
сертификации товаров, работ, услуг.
Государственные стандарты (ГОСТы)- есть по каждой отрасли.
Постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок лицензирования конкретных
видов деятельности (большое количество).
Региональные нормативные документы:
Постановление Администрации Сахалинской области от 20.09.02 г. № 113-ПА «О
лицензировании отдельных видов деятельности», с «Перечнем областных органов
исполнительной власти области, осуществляющих лицензирование» (в соответствии
с Постановлением Правительства РФ от 11.02.02 г. № 135 «О лицензировании отдельных
видов деятельности»).
Основные сведения и рекомендации:
Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного
вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий,
выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
1. Для уточнения необходимости получения лицензии следует
обратиться к Постановлению. Правительства РФ от 11.02.02 г. № 135 (ред. 11.03.03
г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности». По каждому лицензируемому
виду деятельности Правительством РФ установлен специальный порядок проведения
лицензирования, определяющий в числе прочего и полный перечень документов,
которые должны быть предоставлены соискателем для получения лицензии.
Особенности лицензирования в Сахалинской области описаны
в Постановлении Администрации Сахалинской области от 20.09.02 г. № 113-ПА
«О лицензировании отдельных видов деятельности», с «Перечнем областных органов
исполнительной власти области, осуществляющих лицензирование» (в соответствии
с Постановлением Правительства РФ от 11.02.02 г. № 135 «О лицензировании отдельных
видов деятельности»).
Положения нового закона о лицензировании распространяются
на многочисленные виды деятельности. В соответствии с его положениями существенно
изменился перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Одни виды
деятельности из него исключены, а другие, наоборот, включены.
Порядок лицензирования отдельных видов деятельности.
Полномочия по лицензированию теперь сосредоточены «в руках» у федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. Ранее ими обладали также местные органы власти.
Существенно изменился порядок выдачи лицензий. Минимальный
срок действия лицензии продлен с 3 лет до 5 лет. Сохранено правило, согласно
которому положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть
предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Перечень документов, подаваемых в лицензирующий орган для
выдачи лицензии, практически не изменился. Он пополнился всего одним документом.
Так, теперь при получении лицензии необходимо будет также представить сведения
о квалификации работников соискателя лицензии.
Отметим, что в новом законе о лицензировании сохранена норма,
в соответствии с которой перечень документов, предоставляемых в лицензирующий
орган для получения лицензии, мог быть расширен. Но если раньше, требование
о представлении дополнительных документов в соответствии со статьей 10 закона
о лицензировании 1998 года могло содержаться в положениях о лицензировании
того или иного вида деятельности, то теперь - в федеральных законах или нормативных
актах, принятие которых предусмотрено указанными федеральными законами.
Следует обратить внимание на значительное увеличение сроков
«работы» лицензирующих органов. В частности, в два раза увеличен срок рассмотрения
документов при получении лицензии. Так, теперь в соответствии с пунктом 2
статьи 9 нового закона лицензия будет выдаваться в течение двух месяцев. Также
в два раза увеличен срок переоформления лицензии. Положения статьи 11 нового
закона о лицензировании позволят лицензирующим органам рассматривать документы,
представленные для переоформления лицензии в течение 10 дней.
Изменению подверглись и некоторые сроки, касающиеся соискателей
лицензии. В частности, увеличен срок для подачи документов в случае потери
лицензии или преобразования юридического лица. Так, если раньше обратиться
в лицензирующий орган было необходимо немедленно, то теперь это можно будет
сделать в течение 15 дней.
Отметим, что положения о приостановлении и аннулировании
лицензий практически не изменились. Новой является норма, содержащиеся в пункте
1 статьи 13 нового закона о лицензировании и закрепляющая обязанность лицензиата
уведомить лицензирующий орган об устранении допущенных нарушений лицензионных
требований, когда такие нарушения повлекли приостановление действия лицензии.
Напомним, что раньше закон о лицензировании 1998 года содержал лишь обязанность
лицензирующего органа возобновить действие лицензии в случае устранения нарушений
лицензионных требований. Теперь данная обязанность поставлена в зависимость
от выполнения лицензиатом своей обязанности по уведомлению лицензирующего
органа об устранении допущенных нарушений.
Кроме этого, отметим, что в новый закон о лицензировании
не вошла норма, в соответствии с которой лицензия соискателя подлежала аннулированию,
если в течение трех месяцев он не уплачивал лицензионный сбор. Теперь лицензиат
может получить лицензию после оплаты лицензионного сбора, при этом он не ограничен
какими-либо сроками под страхом аннулирования лицензии.
В заключение скажем несколько слов о новых размерах лицензионных
сборов. Так, теперь за переоформление лицензии взимается сбор в размере 100
рублей (раньше - 1/10 МРОТ), за рассмотрение заявления о выдаче лицензии –
300 рублей (раньше - 3 МРОТ), за предоставление лицензии – 1 000 рублей (раньше
– не более 10 МРОТ).
2. Для уточнения содержания документов, представляемых для
получения лицензии, можно обратившись в орган, выдающий лицензию, который
также определяется в постановлении Правительства о лицензировании и Постановлением
Администрации Сахалинской области.