Untitled Document
Без бизнес - плана вообще
нельзя браться за коммерческую деятельность, иначе возможность неудачи будет
слишком высока.
Бизнес - план
- это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия,
анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет
способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес - план в
конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело
и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с
определенными требованиями и провести специальные расчеты - это помогает увидеть
будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее "подстелить
соломку".
Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько
велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются
рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план
с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель
лишь подписал. Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую
деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя.
Бизнес-планы составляют обычно
по следующим причинам:
1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее
выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется
со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно
как инструмент управления.
Вы можете достигнуть существенных преимуществ, если начнете
с бизнес -плана для внутреннего использования. В процессе его написания Вы
будете рассматривать многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны
во внешнем. Однако, инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы "почувствовать"
серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в
невыгодном положении.
Например, может выясниться, что не был проработан вопрос
о том, действительно ли нужен инвестор или лучше сконцентрироваться на увеличении
производительности. Попытка привлечь инвестора может быть шано м, основанным
на восприятии его как Деда Мороза, а не хорошо обдуманным стратегическим решением.
Когда в конечном счете Вы поймете, что могли бы выжить и
преуспеть и без того, чтобы отдавать 30% доходов инвестору, Вы будуте чувствовать
себя обманутым и эксплуатируемым, а инвестор не будет понимать в чем проблема.
Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны
заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора
окажется оправданным, тогла и инвестор, и фирма будут иметь твердую основу
для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентирован-ного
бизнес-плана - в интересах обеих сторон.
Большой грех в бизнесе - обман самого себя. А бизнес-план,
составленный только для внешнего пользования, часто приукрашивает реальность.
Вера в собственную пропаганду может оказаться разрушающим фактором.
Итак, назначение бизнес
плана в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:
1. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка
сбыта;
2. Оценить затраты для производства нужной рынку продукции,
соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы
определить потенциальную прибыльность дела;
3. Обнаружить всевозможные "подводные" камни, подстерегающие
новое дело в первые годы его реализации;
4. Определить те показатели, по котрым можно будет регулярно
контролировать состояние дел.
Стоит особо сказать, что бизнес- план обычно пишется на перспективу
и составлять его следует примерно на 3 года вперед. при этом для первого года
основные показатели следует делать в месячной разбивке, для второго - поквартально
и лишь начиная с 3го года следует ограничиться годовыми показателями.
К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики
пока не представляется возможным, пос-кольку экономическая ситуация очень
быстро меняется. Планирование на промежуточном времени более года будет заведемо
ошибочным. Многие сейчас ограничиваюся написанием плана на год.
Что
входит в бизнес-план?
Элементы
бизнес-плана
Модельные
бизнес-планы
|